Что такое Классицизм

Классицизм (от лат. "classicus" — образцовый) — это художественный стиль воплощённый в литературе, искусстве и архитектуре (XVII — начало XIX вв.) с использованием простоты, сдержанности и пропорциональности.

Классицизм существует в разных областях.

Классицизм в литературе

Классицизмом в литературе считается стиль в европейской литературе 17–18 веков. Главной особенностью этого стиля является концентрирование внимания на образцах античной литературы и искусства. Писатели принимают их и как совершенный эстетический идеал, и как фундамент традиций высокого Возрождения.

Также писатели-классицисты придерживались строгих языковых норм и правил, у них не было ни малейшей возможности от них отступить.

Представители классицизма в литературе:

  • Никола Буало-Депрео (поэт и писатель, законодатель и теоретик классицизма);
  • Пьер Корнель (поэт и драматург);
  • Жан Расин (драматург);
  • Жан-Батист Поклен (псевдоним Мольер, комедиограф);
  • Жан де Лафонтен (баснописец);
  • Франсуа VI де Ларошфуко (прозаик-моралист);
  • Александр Петрович Сумароков (русский поэт и драматург).

Классицизм в архитектуре

Примером классицизма в архитектуре можно считать Камеронову галерею в Царском Селе. Этот образец "екатерининского классицизма" был построен в 1787 году шотландским архитектором Чарлзом Камероном.

Камеронова галерея, Царское Село
Камеронова галерея, Царское Село

Временем классицизма в архитектуре принято считать конец XVII — начало XIX вв. (в каждой стране по-разному).

Классицизм в архитектуре Франции XVII века стал отражением становления абсолютизма (абсолютная монархия). Из этого вышли оттенки регулярности и порядка. А примером логичности для современных архитекторов являлась структура фасадов и планов античных возведений.

Места, которые были наиболее предрасположены к классицизму в архитектуре — это Германия, Италия, Франция, Великобритания (вообще страны Европы и их колонии), Российская империя и США.

Архитекторы-классицисты отторгали сложность барокко, они предпочитали использовать идеалы гармонии, серьёзности, последовательной чёткости, монументальности и грандиозности.

Архитекторы также часто прибегали к ордерной системе, симметрии и регулярности планировки.

Архитектурный ордер (от лат. ordo — строй, порядок) — это тип архитектурной композиции, в него входят определённые элементы, зависит от некой архитектурно-стилевой обработки. Это выражение стоечно-балочной системы.

Самой знаменитой характеристикой греческого стиля считается ордерная система и её разновидности (разница между ними заключается в пропорциях и декоре):

  • дорический ордер;
  • ионический ордер;
  • коринфский ордер.
Дорический ордер и ионический
Дорический и ионический ордеры

Направления классицизма

Неоклассицизм XVIII века (палладианство)

Палладианство возникло в XVII веке в Европе на основе идей венецианского архитектора Андреа Палладио (1508–1580). Для этого стиля характерна симметрия и перспектива, просматриваются тенденции классического храма времён Древней Греции и Рима.

Ампир

Ещё он называется "поздний классицизм". Этот художественный стиль зародился во Франции в начале XIX века с помощью Наполеона Бонапарта.

Это триумфальные арки (арочные конструкции изобрели в Риме) и триумфальные колонны (например, Вандомская колонна).

Вандомская колонна, Париж, архитекторы Жан-Батист Лепер и Жак Гондуэн
Вандомская колонна, Париж, архитекторы Жан-Батист Лепер и Жак Гондуэн

Во Франции мебель в этом стиле в основном мастерили из красного дерева, а в отделке часто появлялись бронза или мрамор.

Русский ампир несколько отличался от французского. В русском, например, мастера совмещали дерево, окрашенное в белый, с позолоченной резьбой.

А начиная с 1797 года в европейском ампире начали появляться египетские мотивы. В русском ампире эти элементы присутствовали уже в русском стиле: сфинкс, например, превратился в птицу сирин.

Ещё одна специфика ампира — звериные мотивы (присутствие львов, змей или орлов, на которые часто возносился вес всего изделия).

Во французском ампире часто также присутствовала пчела, вокруг которой был лавровый венок (символика Наполеона) или лебедь (императрица Жозефина, первая жена Наполеона).

"Барочный классицизм"

Восточный фасад Лувра, в Париже, архитектор Клод Перро
Восточный фасад Лувра, в Париже, архитектор Клод Перро

Одним из примеров барочного классицизма можно считать восточный фасад Лувра.

В этом стиле обработка углов зданий делается рустом (облицовка камнем с грубой поверхностью). Также часто встречаются мотивы сдвоенных колонн и плоские вертикальные выступы, визуально симулирующие колонны. Нередко были использованы и высокие "французские" окна с мелкой расстекловкой, которые начинались от самого пола.

Архитекторы — представители классицизма

Многие архитекторы зарекомендовали себя как любители классицизма:

  • Анж-Жак Габриэль (классицизм);
  • Клод-Никола Леду (классицизм);
  • Клод Перро (классицизм);
  • Иниго Джонс (классицизм);
  • Шарль Персье (ампир);
  • Пьер Франсуа Леонар Фонтен (классицизм);
  • Джон Нэш (британский ампир);
  • Кристофер Рен (реновский классицизм);
  • Василий Иванович Баженов (классицизм);
  • Андрей Никифорович Воронихин (русский ампир);
  • Андреян Дмитриевич Захаров (ампир);
  • Карл Иванович Росси (или Карло ди Джованни Росси, ампир и классицизм).

Архитектурные стили

Существует целое множество архитектурных стилей, которые были придуманы золотыми умами архитекторов начиная с доисторических времён. Здесь мы приведём только несколько примеров произведений этого массивного искусства.

Распространённые архитектурные стили:

Ар-Деко

Постройки 1920–1940 годов. Чаще всего встречаются в странах Западной и Центральной Европы, в США, Австралии, Китае и Японии.

Это будто буржуазная разновидность модернизма. Формальный ар-деко был сотворён путём смешения умиротворённого неоклассицизма (чёткость и иерархичность структур) и кружевного модерна (орнамент, новая техника и её потенциал).

Барокко

Направление появилось в XVII–XVIII вв. Дух барокко противоположен духу ренессанса: он противится рационализму во всём, а классицисты будут отстаивать эту позицию. Барокко играет с пространственными и пластическими иллюзиями, заставляя наблюдателя думать о сверхъестественном и напоминая о виртуозности архитектора.

Католическая церковь Санта-Приска (св. Присциллы) в Мексике, мексиканский барокко, строительство в 1750-х годах, архитекторы: Диего Дюран, Каэтано Сигьюэнца
Католическая церковь Санта-Приска (св. Присциллы) в Мексике, мексиканский барокко, строительство в 1750-х годах, архитекторы: Диего Дюран, Каэтано Сигьюэнца

Готический стиль

Готический стиль делится на два типа: Готика континентальной Европы и Английская готика. Стиль возник в XIII–XV вв.

Главное его отличие — была убрана несущая стена. А для устойчивости сооружения был сделан каркас таким образом, что его устои (опоры) переходили в "рёбра" (нервюры) сводов. Таким образом, строение теряло громоздкость, которая была характерна его романскому коллеге (более ранний, XI–XII вв., романский стиль).

Деконструктивизм

Этот стиль был развит в 1980–1990 гг. Идея этого стиля кроется в творении нового посредством переосмысления и изменения стереотипов, что неизбежно приводит к некоторой провокации. Однако этот стиль уже стирал те приёмы и противоречия, которыми были скованы предшествующие поколения архитекторов.

В деконструктивизме многие архитекторы смогли воплотить в жизнь множество своих смелых пространственных идей за счёт увеличения мощностей компьютеров того времени (в конце 1980-х).

Еврейский музей в Берлине, архитектор Даниэль Либескинд, год открытия – 2001
Еврейский музей в Берлине, архитектор Даниэль Либескинд, год открытия – 2001

Конструктивизм

Одно из направлений стиля Авангард, зародилось в 1920 — середине 1930 гг. Конструктивизм чаще всего встречался в СССР. Постройки этого стиля выделяются яркими индустриальными чертами. Возможно даже при этом теряя свою удобность в использовании.

Дом культуры имени С. М. Зуева, Москва, архитектор Илья Голосов, построен в 1927–1929 гг
Дом культуры имени С. М. Зуева, Москва, архитектор Илья Голосов, построен в 1927–1929 гг.

Модерн

Этот стиль появился в 1890–1910 гг. В основном архитекторы-модернисты прибегают к помощи всевозможной красноречивости возможностей новейших конструкций и материалов.

Тяга к красоте, но при этом и отречение от академических стереотипов заставили модернистов прибегнуть к самым оригинальным деталям (текучие формы построек, избыток орнамента, растительные мотивы и др.).

Постмодернизм

Ещё в 1960-х годах этот стиль полюбился многим художникам-архитекторам по всему миру. Постмодернизм стал попыткой избежать рациональности стереотипов модернистской архитектуры.

Архитекторы стремились к уникальности и оригинальности, возвращаясь к практике исторических стилизаций, декорируя, подражая определённым первообразам. Но не забывая при этом про игру и иронию в своих произведениях.

Рынок Lehel, Будапешт, архитектор Ласло Райк (László Rajk), построен в 2000–2002
Рынок Lehel, Будапешт, архитектор Ласло Райк (László Rajk), построен в 2000–2002

Рококо

Стиль рококо зародился в начале XVIII века во Франции. Чаще всего строения рококо встречаются во Франции и других странах Европы.

Замысловатые формы рококо нашли своё начало в также сложном барокко. Но последний говорил со своим слушателем о религии, а то и о власти. А рококо будто насмехалось над этой серьёзностью и мчалось в игру весёлых красок, беспрецедентного удобства (создавая комфорт), избытка декора с завитками и природными мотивами.

Хай-тек

Хай-тек — одно из направлений модернизма, появилось в 1970–90 годы и распространилось по всему миру. В этом стиле природные материалы отходят на второй план, выигрывает высокотехнологичное производство, которое стремится в будущее, в научную фантастику.

Центр Помпиду, Париж, архитектор Ричард Роджерс, открылся в 1977 г.
Центр Помпиду, Париж, архитектор Ричард Роджерс, открылся в 1977 г.

Классицизм в музыке

Примерами классицизма в музыке считаются лишь композиторы 17–18 веков. Из них можно назвать таких великих композиторов, как:

  • Франц Йозеф Гайдн (австриец, 1732–1809);
  • Франц Шуберт (австриец, 1797–1828);
  • Вольфганг Амадей Моцарт (австриец, 1756–1791);
  • Людвиг ван Бетховен (немец, 1770–1827).

А в качестве звукового примера можете насладиться этим великолепным произведением Моцарта:

Струнный Квартет № 17 Си Бемоль Мажор "Охотничий", KV 458 Моцарта в исполнении струнного квартета под названием "Амадеус-квартет"

В противоположность бытующему мнению классическая музыка — это не любая музыка классических инструментов, а лишь отдельной эпохи развития музыкального творчества, а именно 1750–1825 гг.

Знаменитая эпоха барокко, со своим трагизмом, роскошью, витиеватостью и помпезностью, начала свой спад. И как свежий воздух слушателям является музыкальный классицизм. Начинает преобладать оптимистичный и радостный тон вместо угрюмого и мрачного барокко.

Классицизм уже основывается на естественных красках жизни, на свободе, на простоте и природе.

Литовский пианист Вадим Хаймович исполняет Бетховена, Моцарта, Шуберта, Розетти и других известных композиторов.

Классицизм принимается публикой как что-то понятное и гармоничное, что слышится в плавно льющихся нотах произведений. Самыми яркими представителями этой эпохи по праву считаются композиторы Венской классической школы: Гайдн, Бетховен и Моцарт.

Классицизм в живописи

А как пример классицизма в живописи, можно обратить внимание на картину французского художника Николы Пуссена "Танец под музыку времени". Как и многие художники классицизма, в данном случае он тоже прибегнул к образам античной мифологии.

Никола Пуссен 'Танец под музыку времени', 1634 г.
Никола Пуссен "Танец под музыку времени", 1634 г.

Смотрите также значения Барокко, Постмодернизма и Рококо.