Что такое Кубизм

Значение кубизма

Кубизм — это европейское авангардное течение в искусстве, которое возникло во Франции в начале 20 века.

Его основной характерной чертой является использование геометрических фигур для изображения природы, людей, объектов.

Кубизм возник в Париже. Он связан с именами испанского художника Пабло Пикассо (1881–1973) и французского художника Жоржа Брака (1882–1963).

Авиньонские девицы (1907) Пабло Пикассо
Авиньонские девицы (1907), Пабло Пикассо

Картина "Авиньонские девицы", написанная Пабло Пикассо в 1907 году, считается отправной точкой этого инновационного движения.

Кубизму характерны геометрические формы, фрагментация и разложение предметов, плоскостей и перспектив.

Художники-кубисты больше не обязаны были отображать вещи так, как они выглядят в реальности, как того требовал Ренессанс.

Кубизм считается "искусством для ума", в котором каждый аспект должен быть проанализирован и изучен в отдельности.

Кубы, цилиндры и сферы — вот обычные для кубизма фигуры. Но в отличие от абстракционизма эти геометрические фигуры употребляются для отображения чего-то конкретного.

Помимо Пикассо и Брака, к кубистам причисляют испанского художника Хуана Гриса (1887–1927) и французского художника Фернана Леже (1881–1955).

Периоды кубизма

Течение кубизма имело три периода: Сезанновский (1907–1909), аналитический (1910–1912) и синтетический кубизм (1913–1914).

Сезанновский или пре-аналитический кубизм

Также известный как пре-аналитический кубизм, этот период считается самой ранним этапом кубизма (1907–1909).

За основу брались работы французского художника Поля Сезанна. При этом большое влияние оказывало африканское искусство; использовались простые формы.

Эксперименты с формами Поля Сезанна (1839–1906) вдохновили художников-кубистов. Работы Сезанна не обладали всеми характеристиками, присущими кубизму. Но при этом некоторые его идеи послужили фундаментом для Пикассо и иных художников при создании кубизма.

Пример картины Сезанновского кубизма

Автопортрет Пабло Пикассо кубизм
Автопортрет (1907), Пабло Пикассо

Аналитический кубизм

Второй период кубизма (1909-1912). Считается "истинным кубизмом".

Картины сложно разобрать, потому как в этот период художники используют многочисленные геометрические формы. И предметы на картинах как будто распадаются на эти формы.

Опять же влияние Африканского искусства достаточно сильно. В картинах превалируют монохромные тона, основные оттенки — зелёный, коричневый и серый.

Художники рисовали в упрощённой манере, используя прямые равномерные линии.

Пример картины аналитического кубизма

Скрипка и подсвечник Жорж Брак кубизм
Скрипка и подсвечник (1910), Жорж Брак

Синтетический кубизм

Этот период (1913–1914) выделяется техникой коллажа, которая была использована для восстановления предметов на картине, которые до этого распадались на формы.

Поэтому этот этап также известен как "коллажный кубизм".

В отличие от работ периода аналитического кубизма, предметы на картинах синтетического кубизма сохраняли свой внешний облик. Но лишь настолько, чтобы они были узнаваемы.

Первопроходцем коллажного кубизма считается испанский художник Хуан Грис (1887–1927). Он же начал использовать более яркие и интенсивные краски в своих работах.

Пример картины синтетического периода

Гитара пабло пикассо кубизм
Гитара (1913), Пабло Пикассо
Пейзаж с рекой Серет Хуан Грис кубизм
Пейзаж с рекой Серет (1913), Хуан Грис

Особенности кубизма

Среди основных черт кубизма можно выделить:

  • геометрические фигур и объёмы;
  • распад предметов на геометрические формы;
  • использование коллажа для отображения предметов;
  • отказ от использования трехмерных пространств;
  • цвета не смешиваются, преобладает белый, чёрный, серый, коричневый цвета и цвет охры (от бледно-жёлтого до тёмно-жёлтого с примесью коричневого);
  • придание рельефности предметам на картинах.

Кубизм в литературе

Кубизм был присущ и другим видам искусства, помимо живописи, таким как литература.

Литературный кубизм стремился "уничтожить" синтаксис. Слова разделялись, порядок слов в предложениях нарушался. Это приводило к полному отсутствию линейности повествования.

Одним из основных представителей литературного кубизма был французский поэт Гийоом Аполлинер (1880–1918).

Узнайте также про Импрессионизм и Экспрессионизм.