Что такое Анархизм

Анархизм (от греч. ἀ(ν) + ἄρχή — "без" + "власть") — система взглядов людей, выступающих за отсутствие правительства, руководства. Отрицание принципа власти. Политическая и социальная система, при которой индивид освобождается от государственной опеки.

Анархизм часто понимается в уничижительном смысле как синоним беспорядка, хаоса и дезорганизации. А антонимы анархизма — диктатура, порядок.

Отрицать авторитет и постоянно это пропагандировать называется анархизмом. Можно сказать, что анархизм — это вера, но иногда его считают идеологией.

Кто такой анархист?

Анархист — это член анархической организации, приверженец анархизма.

Себастьян Фор (французский анархист, педагог и журналист) определил анархистов следующим образом:

"Тот, кто отрицает авторитет и борется с ним, является анархистом".

Основные принципы анархистской идеологии

Анархисты уверены, что общество может быть организовано без применения власти. Но для этого должны осуществляться некоторые важные принципы:

  • отсутствие власти (когда один человек или группа навязывают своё мнение другим);
  • идеальное общество без принуждения (участие в социальных действиях должно быть мотивировано индивидуальной заинтересованностью, а не внешним давлением социума);
  • равенство и братство (отсутствие иерархии, все люди между собой равны);
  • свобода ассоциаций (все ассоциации имеют право на независимое существование с одинаковыми правами);
  • принцип взаимопомощи (работа в коллективе, а не по отдельности ведёт к наименьшим затратам усилий);
  • разнообразие (люди взаимодействуют более непринуждённо и свободно, также их деятельность сложнее контролировать, когда их жизни построены разнообразно).

Разница между анархизмом и анархией

Анархия является состоянием жизни без вмешательства правительства, механизмов и учреждений государства.

Анархизм — это политическая философия, целью которой является анархия; это политическая теория, целью которой является создание анархии.

Анархия — это способ существования, в то время как анархизм — это то, что происходит, когда люди, которые считают себя анархистами, собираются и начинают говорить.

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет "услуги за услугу", они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем "навязанное" правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом. Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире.

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Символ анархизма

В разное время и в разных обществах анархизм имел разную символику. Здесь мы рассмотрим только некоторые из них, самые яркие примеры.

Буква "А" в круге

Буква 'А' в круге

Этот символ анархии — один из самых известных на данный момент. Этот знак был создан переплетением из заглавной буквы "А" и заглавной буквы "O" (вокруг первой).
Буква "А" была взята из слова "анархия" (она одинаково выглядит в большинстве европейских языков и в кириллице). А буква "О" произошла от слова "порядок" (от фран. ordre).

Чёрный флаг

Чёрный флаг

С 1880 года чёрный флаг стал символом анархизма. Однако существует несколько объяснений этому символу. Во-первых, чёрный флаг объясняется как противоположность традиционному белому цвету монархии или (также) белому цвету флага капитуляции (когда показывался белый флаг как символ сдачи на милость победителя).

Во-вторых, существует теория о чёрном цвете флага как противоположность разноцветным флагам различных государств, как "антифлаг" какого-либо государства. Существует целое множество объяснений данному символу, и он остаётся по сей день одним из самых известных олицетворений анархизма.

Также этот флаг "развился" на несколько вариаций. Таким образом, можно встретить чёрный флаг с другими цветами (красным, жёлтым, зелёным, белым и другими), которые символизируют разновидности анархизма (например, чёрно-белый флаг для анархо-пацифизма, чёрно-жёлтый — для анархо-капитализма и др.).

Происхождение анархизма и "Анархия — мать порядка"

Пьер-Жозеф Прудон (1809–1865), один из основоположников анархизма, французский философ и политик, был первым, кто представил идею "анархического порядка" против традиционного "государственного порядка". Один из самых авторитетных теоретиков-анархистов, считается первым, кто назвал себя анархистом.

По его мнению, "государственный порядок" является причиной обеднения населения, повышенной преступности и многих других проблем социума, так как строится на насилии.

В то время как "анархический" даёт возможность получить гармонию личных и социальных интересов, справедливость в политике и экономике.

Знаменитая фраза Прудона "Анархия — мать порядка" была несколько перефразирована. В оригинале она звучит как "Свобода — не дочь, а мать порядка" ("la liberté non pas fille de l'ordre, mais MÈRE de l'ordre"). Эта фраза была опубликовала в следующем контексте:

"Республика — это организация, с помощью которой все мнения и все виды деятельности, будучи свободными, народ, силой расхождения мнений и воли, думает и действует как единый человек.

В республике каждый гражданин, делая то, что он желает и ничего кроме этого, он непосредственно участвует в законодательстве и управлении, так же, как он участвует в производстве и обороте богатства.

Там каждый гражданин — король, ибо он обладает полной властью, он правит и управляет. Республика — это позитивная анархия. Это не свобода, подчинённая порядку, как в конституционной монархии, и не свобода, заключённая в тюрьме порядка, как было бы у временного правительства.

Это свобода, избавленная от всех его препятствий, суеверий, предрассудков, софизма, спекуляций, авторитета; это взаимная свобода, а не самоограничение свободы; свобода — не дочь, а мать порядка".
Пьер-Жозеф Прудон

Основные представители анархизма

  • Эмма Гольдман (писательница);
  • Ноам Хомский (лингвист);
  • Михаил Александрович Бакунин (философ и революционер);
  • Пётр Алексеевич Кропоткин (революционер-анархист и учёный);
  • Рудольф Роккер (публицист);
  • Эррико Малатеста (активист и писатель);
  • Пьер-Жозеф Прудон (политик и философ);
  • Нестор Иванович Махно (революционер);
  • Варлаам Асланович Черкезишвили (революционер);
  • Макс Штирнер (настоящее имя — Иоганн Каспар Шмидт; философ);
  • Пётр Никитич Ткачёв (публицист);
  • Мария Исидоровна Гольдсмит (физиолог и психолог);
  • Уильям Годвин (журналист, писатель и философ).

Различия между анархизмом, коммунизмом и анархо-коммунизмом

Анархизм — это понятие довольно всеобъемлющее. Анархизм стремится к отказу от государства, и это можно сделать применяя разные стратегии. Поэтому анархизм имеет такое большое количество вариаций.

Коммунизм — это идеология и социальное устройство, которые борются против классового расслоения общества и частной собственности, и поддерживают социальное равенство. В коммунизме человек трудится за благополучие всего общества.
На практике внедрение коммунизма подразумевало укрепление роли государства в жизнях людей.

Можно сказать, что государство даже взяло под контроль огромную часть человеческой жизни. А в анархизме главная идея — отдать бразды правления людям.

Анархо-коммунизм же выступал за ликвидацию государства, частной собственности и капитализма, против каких-либо руководителей или иерархии. И призывал к контролю над средствами производства. Управление и производство должны осуществляться путём горизонтальной сети добровольных объединений, рабочих советов и т. д.

Разница между анархизмом и нигилизмом

Анархизм также часто сравнивают с нигилизмом. Нигилизм означает отказ от всех существующих доктрин и веры.

Анархизм считает, что сложившаяся политическая ситуация не способствует развитию качеств индивидуума и по этой причине её следует отвергнуть.

Смотрите также значение Нигилизм.

Анархизм в России

Анархизм был влиятельным движением за границей и появился в России с русскими эмигрантами в конце XIX века. Всего существовали три наиболее видных течения: бакунисты, лавровцы и ткачевцы.

Бакунизм связан с именем знаменитого анархиста М. А. Бакунина. Главными характеристиками этого направления считаются: абсолютная свобода личности и независимость общин мелких производителей, ликвидация частной собственности, уничтожение какого-либо государства; они боролись против марксистского учения о социалистической революции и формирования политических партий.

Для лавровцев приоритетом была серьёзная и длительная пропаганда, они думали, что социальная революция произойдёт лишь в отдалённом будущем.

Лидер ткачевцев — Пётр Никитич Ткачёв (1844–1886) — утверждал, что посредством хорошо спланированного крупного террористического заговора можно совершить социальную революцию. Сторонники Ткачёва считали, что люди установят социалистический безгосударственный строй через революционную диктатуру.

После этих движений анархизм ослабевает до начала XX века. В 1903 году в Европе П. А. Кропоткин, В. Н. Черкезов (Черкезишвили), М. Гольдсмит и другие начинают публиковать журнал с анархистскими и коммунистическими идеями "Хлеб и Воля".

Большинство активных анархистов в 1904–1905 гг. поддерживали П. А. Кропоткина. "Хлебовольцы" (от "названия журнала "Хлеб и Воля") стали лидирующей группой анархистов-коммунистов на то время в Рос­сии.

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842—1921)
Пётр Алексеевич Кропоткин (1842–1921)

Однако они отстаивали бескомпромиссную классовую борьбу, а также насильственную революцию для реализации социализма.

В конечном итоге из-за этой несогласованности с истинами анархистской идеологии народные массы были недовольны, и в апреле 1905 года рождается новая анархистская организация под названием "безначальцы". Они тоже начали печатать свои принципы и идеи ("Листок группы "Безначалие", Париж, Н. Романов, М. Сущинский, Е. Литвин).

Безначальцы уже считали, что анархизм должен был выполнять эти принципы:

  • анархия;
  • коммунизм;
  • борьба с классами;
  • социальная революция;
  • интернациональная солидарность;
  • восстание с оружием;
  • нигилизм (свержение "буржуазной морали", семьи и культуры);
  • агитация "черни" (безработных, бродяг и т. д.);
  • отказ от взаимодействия с политическими партиями.

Потом образовался самый поздний вид анархизма — анархо-синдикализм (или революционный синдикализм). Для них приоритетом было объединение всех рабочих в синдикаты (в революционные рабочие союзы).

Они поддерживали классовую борьбу. И в отличие от социал-демократии, по их мнению, любые политические организации, политическое столкновение или причастность к буржуазным парламентам оказывали пагубное влияние на рабочий класс.
Главные идеи анархо-синдикализма были взяты из работ Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина.

Российский анархист М. А. Бакунин

Михаил Александрович Бакунин (1814—1876)
Михаил Александрович Бакунин (1814–1876)

Михаил Александрович Бакунин был известным революционером и основателем анархизма. В России он был ярчайшим представителем анархизма.

Михаил Александрович родился в семье богатого дворянина в Тверской губернии. В 1840 году он переезжает в Европу, где в 1844 году (в Париже) встречается с Карлом Марксом. Он постоянно переезжает из страны в страну, знакомится с революционными идеями, интересуется политэкономией и коммунизмом.

Но большое влияние на формирование мировоззрения Бакунина оказывают идеи Пьера-Жозефа Прудона (считается первым, кто назвал себя анархистом).

В 1847 году, после его первого публичного выступления против русского самодержавия, Бакунин был выслан из Парижа и переехал в Брюссель. Но уже в следующем году он возвращается в Париж и принимает активное участие во Французской революции 1848 года.

Потом Бакунин участвует в восстаниях в Праге и Дрездене. А в 1851 году был арестован русской жандармерией. В России Бакунин был заключён в Петропавловскую крепость (там он пробыл до 1857 года), где он написал свою знаменитую "Исповедь".

В этом документе, который опубликовали только в 1921 году, Бакунин рассказывает о своей жизни за границей и о причинах, заставивших его участвовать в революции. В 1857 году его отправляют в Сибирь на поселение.

Бакунин скитается по Сибири и Дальнему Востоку на протяжении следующих лет. Но в 1861 ему удаётся бежать, и он попадает в Сан-Франциско.

В том же году он уже в Лондоне и продолжает свою деятельность революционера, одержимого своей идеей — объединить славян в борьбе против Османской, Австрийской и Российской империй, чтобы создать федеративное славянское государство.

Он создал тайную революционную организацию, которую назвал "Международное тайное революционное общество освобождения человечества". Потом она была переименована в "Интернациональное братство".

Главные цели этой организации были:

  • осуществление индивидуальной свободы при равенстве всех членов общества;
  • отмена права собственности и права наследования;
  • введение свободы брака;
  • провозглашение равенства мужчины и женщины;
  • организация общественного воспитания детей;
  • производитель богатства — лишь труд общества.

Эти и другие идеи вошли в его произведение "Государство и анархия", опубликованное в 1873 году. В этой работе Бакунин призывал молодёжь к революции.

По его мнению, разобщённость крестьянских общин была главной проблемой всех неудачных попыток бунтов крестьян, поэтому он призывал "идти в народ", для того чтобы установить "живую бунтовскую связь между разъединёнными общинами". Этот призыв не остался без ответа и дал начало явлению, которое называется "народничество".

Бакунин пытался отменить монархию и установить республику, уничтожить классы, привилегии и любые различия, сделать равными политические права мужчин и женщин, он пытался добиться "внутренней реорганизации каждой страны с безусловной свободой индивидов".

Смотрите также значение Консерватизм, Политический Режим и Государство.