Патристика

Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писателей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства.

Изначальная цель патристики —прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулировать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению).

Учения отцов Церкви о христианстве стали появляться во II в. н.э., а просуществовала патристика до середины VΙΙΙ в.

Церковь сама определяла, кого отнести к своим "отцам". В расчёт принималась святость автора, древность его работ и приверженность христианству во взглядах.

В более широком смысле к патристике относят труды и учения всех христианских авторов в начале возникновения и развития христианства.

Представители патристики

Римско-католическая церковь определила 8 отцов Церкви. Все они создавали свои труды не позже VIII в.:

  • римские святые: Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Ав­гу­стин, Гри­го­рий I Ве­ли­кий
  • греческие святые: Афа­на­сий Ве­ли­кий, Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов и Ио­анн Зла­то­уст

Православная церковь, напротив, не ограничивает древность отцов Церкви. Она причисляет к ним и тех богословов, учения которых датированы IX в. и позднее (например, Симеона Нового Богослова, Григория Паламу и др.).

Этапы и основные идеи патристики

Разделяют три этапа формирования патристики:

  • ранняя патристика (II–III вв.)
  • зрелая патристика (IV–V вв.)
  • поздняя патристика (VI–VIII вв.)

Основными задачами были:

  1. Упорядочить знания о христианстве и найти его проявления в язычестве.
  2. Сформулировать теоретические знания о христианстве.
  3. Создать непреложные церковные догмы (правила), которые сформируют фундамент для традиции христианства.

Ранняя патристика

К этому периоду II–III вв. относят раннехристианскую литературу. Учения носили религиозный характер.

В этот период создавали свои сочинения Апостольские отцы (мужи) и христианские гностики. Период характеризуется их противостоянием во взглядах.

Апостольские отцы

Так называли учеников апостолов. Их сочинения были очень религиозными. Они старались доказать истинность христианства и защитить его от нападок.

Некоторые их труды использовались во время богослужения и включались в Библию. По своему статусу они приравнивались к Священному Писанию. К таким трудам относят Учение 12 апостолов (Дидахэ) и Послание от имени апостола Варнавы.

Апостольские отцы:

  • Кли­мен­т I Рим­ский
  • Поликарп Смирнский
  • Иг­на­тий Ан­ти­охий­ский Бо­го­нос­ец
  • Ерма
  • Папий Иерапольский

В то же время возникло направление апологетика (от греч. apologetikos – защищающий). Её основная функция — защита христианства.

Апостольских мужей приписывают к авторам-апологетам. Среди других греческих и римских апологетов:

  • Код­рат
  • Ари­стид
  • Иустин Философ
  • Тер­тул­ли­ан
  • Ми­ну­ций Фе­ликс
  • Ар­но­бий
  • Лак­тан­ций и др.

Христианские гностики

Гностики же пытались понять, где место человека и Бога в мире, кто такой Бог, каково назначение человека и т. д.

Созданное ими учение гностицизм не ограничивалось только идеями христианства. На него также оказывали влияние античная и эллинистическая философия, иудаизм, древняя иранская религия зороастризма, мифология, мистика и др.

Главные представители христианского гностицизма:

  • Маркион
  • Василид
  • Валентин и др.

Узнайте также про Агностицизм.

Зрелая патристика

Это период расцвета патристики в IV–V вв. Появляются первые догмы, патристика расширяет территорию своего присутствия.

Среди основных греческих и римских представителей этого периода:

  • Василий Великий,
  • Григорий Назианзин
  • Григорий Нисский
  • Иоанн Златоуст
  • Иларий Пиктавийский
  • Аврелий Августин
  • Иероним Стридонскийи др.

Поздняя патристика

Период развития патристики в VI–VIII вв.

Патристика окончательно становится частью истории христианства. Сочинения "отцов церкви" становятся церковными канонами, т.е. непреложными правилами.

Появляются чётко сформулированные догмы. Они формируют теорию христианства и его традиции.

Представители поздней патристики:

  • Иоанн Дамаскин
  • Григорий Великий
  • Максим Исповедник и др.

На Западе в этот период патристику начинает вытеснять схоластика — направление в средневековой философии, тесно связанное с религией.

Схоластика занималась тем, что путём логических рассуждений и анализа пыталась объяснить церковные догмы и доказать, что Бог существует. Поэтому её ещё иногда называют патристикой Средневековья.

Читайте подробнее про Средневековую философию.

В чём отличие патристики от схоластики

Патристика — это сочинения и труды отцов Церкви. Её основная задача — защитить, распространить и теоретизировать христианство. Она появилась во II в. и просуществовала до VIII в.

Схоластика — философское направление, тесно связанное с религией. Она сменила патристику. Так как схоластика появилась позже, то свои идеи она черпала уже не только из документов античности, но и из христианских идей и догм.

Схоластика сформировалась в IX–XII вв. Но первые зачатки можно найти ещё в конце V–VI вв. В то время философы и христианские богословы стали проявлять интерес к работам древнегреческих учёных, которые основывали свои идеи на логике и разуме (в частности, к работам Аристотеля).

Поэтому патристика — это учения и труды, основанные на вере, а схоластика пыталась понять христианство с помощью логических рассуждений и разума.

Читайте подробнее про Схоластику. Узнайте также, что такое Теоцентризм.