Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения — это период возникновения различных философских идей в эпоху Возрождения.

Эпоха Возрождения (или эпоха Ренессанса) — это период в истории Европы с 14 по 16 вв., который пришёлся между Средневековьем и Новым временем. Это эпоха больших изменений в культуре, социальном развитии и научных открытиях.

Человек будто возрождается: он начинает уделять большое внимание своему образованию, духовному и общественному развитию, нравственному выбору и, конечно же, философии.

На первое место выходит фигура человека; он, а не Бог, становится центром Вселенной. Поэтому философию этой эпохи ещё называют гуманистической (от лат. hu­manus – че­ло­ве­че­ский, че­ло­веч­ный).

Каковы основные черты эпохи Возрождения

Для философии Ренессанса характерны:

  1. Поздняя схоластика и переход к антропоцентризму
  2. Гуманизм
  3. Неоплатонизм
  4. Натурфилософия (или философия природы)

Поздняя схоластика и антропоцентризм

Схоластика — это философское учение, которое считало, что в центре Вселенной находится Бог. Такая идея (о центральном положении Бога) называлась теоцентризмом.

Ему на смену в эпоху возрождения приходит антропоцентризм — это философское учение, которое утверждало, что человек является центром Вселенной.

Антропоцентризм обожествляет человека: дарует ему достоинства, превосходства и уменьшает его недостатки и грехи. Учение ставит человека выше всего: человек — творец самого себя, над ним никого нет.

Гуманизм

Гуманизм (от лат. homo – че­ло­век, hu­manus – че­ло­ве­че­ский, че­ло­веч­ный) — это философское движение, которое основной акцент делает на человека. Основные идеи:

  1. Человек свободен самостоятельно определять, для чего он живёт (в чём смысл его жизни).
  2. Жизнь человека имеет наивысшую ценность, человек — это центр мироздания.
  3. Человеческая природа — универсальна и божественна.
  4. В человеке заложено множество достоинств и возможностей. Гуманизм направлен на их развитие и раскрытие.

Читайте подробнее про Гуманизм.

Неоплатонизм

Это поздняя форма платонизма — философского учения, которое опиралось на идеи Платона. Его работам стали уделять особое внимание. Основная идея: чувственному миру (и его первоначалу — материи) противопоставляется сверхчувственный мир (и его нематериальное первоначало — Благо).

Согласно неоплатонизму сверхсущее Благо (Единое) находится на вершине пирамиды бытия. Затем идут бытие-ум, душа (которая тяготеет к уму и чувственному космосу) и чувственный космос.

Натурфилософия

Философское направление, которое изучало природу.

В эпоху Возрождения мир стал пониматься как живое существо, а природа — как живая материя, которая создаёт себя сама из естественной вещи. Задача человека при этом — искать чудеса природы, которые скрыты, и её тайные способности.

Идеи натурфилософии привели к тому, что наука в эпоху ренессанса тесно переплетается с магией и алхимией, а астрономы увлекались также астрологией и составляли гороскопы.

Читайте подробнее про Алхимию.

Представители философии эпохи Возрождения

Среди основных философов того времени:

  • Франческо Петрарка (1304–1374), итальянский поэт и родоначальник гуманизма в Европе
  • Джованни Боккаччо (1313–1375), итальянский писатель, ученик Петрарка
  • Леонардо Бруни (1369(74)–1444), итальянский писатель-гуманист
  • Лоренцо Валла (1407–1457), итальянский гуманист
  • Марсилио Фичино (1433–1499), итальянский философ, поддерживал идеи гуманизма и неоплатонизма
  • Эразм Роттердамский (1469–1536), нидерландский философ, гуманист
  • Томас Мор (1478– 1535), английский гуманист
  • Джордано Бруно (1548–1600), итальянский философ, поддерживал идеи неоплатонизма
  • Томмазо Кампанелла (1568– 1639), итальянский философ, богослов, поддерживал идеи натурфилософии

Читайте больше про Теоцентризм, Антропоцентризм и Схоластику.

Гелиоцентрическая система мира

Помимо изменений в философии, в эпоху Возрождения происходят большие изменения и в науке. Геоцентрическую систему мира сменяет гелиоцентрическая.

В такой системе в центре Вселенной находится Солнце, а планеты вращаются вокруг него. Земля тоже вращается вокруг своей оси.

Особый вклад в эту идею внёс польский астроном Николай Коперник. Впервые эта система была описана ещё в 3 веке до н. э. древнегреческим математиком Аристархом Самосским.

Коперник вернулся к этой идее, проработал её и убедил научное сообщество в неправильности геоцентрической системы.

Узнайте также про Средневековую философию и Астрономию.