Примеры аллегории
Аллегория — это стилистическая фигура (троп), которую используют, чтобы выразить абстрактное понятие через конкретное понятие.
Мы обладаем знаниями о предметах. Видя предмет, мы понимаем не только его содержание или функциональность, но и смысл, который он несёт.
Но есть понятия, которые не существуют в виде предметов. Например, хитрость, любовь, победа, неприступность и т. д.
Тогда применяют аллегорию. Реальному предмету приписывают качества абстрактного предмета. Аллегорию ещё называют иносказание. То есть мы говорим о чём-то иными словами.
Так, видя сердце, мы понимаем, что речь идёт о любви. Крест — это иными словами вера (аллегория на веру). Мы говорим Иуда, когда имеем в виду предателя. Серп аллегория на рабочий класс, молот — на крестьянство. Череп — на смерть.
Примеры в литературе
Аллегория в именах
В литературе аллегория часто применяется в фамилиях персонажей. Например:
- Незнайка — не очень умный герой (хоть и сообразительный);
- Раскольников (из романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание") — персонаж, который переживал внутренний раскол;
- Анастасия Барашкова (из романа Ф. Достоевского "Идиот") — персонаж, который был зарезан (как баран).
"Повелитель мух" У. Голдинг
В книге английского писателя Уильяма Голдинга много аллегорий.
Аллегорией на апокалипсис являются дети, которые выжили после падения самолета, и пытаются заново создать справедливое общество. Но в конечном итоге они делают те же ошибки, которые привели человечество к катастрофе.
Свиная голова — аллегория на главу всех демонов Вельзевула.
"Кролики и удавы" Фазиль Искандер
Автор использует аллегорию для отображения того, как устроено общество людей. Но он описывает отношения между кроликами и удавами.
Автор с помощью аллегории свободных кроликов поясняет для читателей своё негативное отношение к рабству.
"Освобожденные, зная, что освобождение не сделало их счастливыми, злились на освободителей за то, что они обещали их сделать счастливыми, но не только не сделали, но еще и заставляют признавать то, чего они не чувствуют, а именно — счастье освобождения".
Король кроликов — аллегория на главу государства. Автор аллегорически с помощью того, как строят отношения кролики с удавами, изображает лицемерие, равнодушие к собственному народу, воровство и ложь.
"По обычаям кроликов, патриотический гнев следовало всегда и везде поощрять. Каждый кролик в королевстве кроликов в момент проявления патриотического гнева мгновенно становится рангом выше того кролика, против которого был направлен его патриотический гнев".
"Премудрый пескарь" Салтыков-Щедрин
М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке про пескаря использует аллегорию на человека, который недоволен власть имущими, но при этом ничего не делают, чтобы изменить ситуацию.
Этот пескарь очень умный, но постоянно всего боится. Он не выходит из норы, дрожит за свою жизнь, но считает, что это самое мудрое поведение.
Автор пишет, что так и прожил пескарь свою жизнь "незрячий, изможденный, никому не нужный", только и ждал: "когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования".
"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыков-Щедрин
Три персонажа этой повести — мужик и два генерала — это аллегория на крепостное право в России.
По мнению автора, крепостные выполняют всю самую трудную работу, а дворяне ничего не делают, но при этом получают всё самое лучшее.
"Признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!"
Когда генералы оказались на необитаемом острове, то, чтобы выжить, они придумали найти мужика, который бы за них всю работу делал.
"Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить... Только как все это сделать?"
И несмотря на то, что выжили они на острове, да и выбрались с него только благодаря мужику, генералы вернулись домой к своим накопленным пенсиям, а мужику "выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!".
"Государство" Платон
В своём труде "Государство" древнегреческий философ Платон использует пещеру как аллегорию на мир. Тени на стенах пещеры — это познания людей о реальности. Они не проникли в истинную суть вещей, а видят лишь их очертания.
Человек, который выбрался из пещеры, — это философ. Он понимает истинную суть вещей и, по мнению Платона, именно он должен был главой государства.
Примеры в басне
В баснях аллегорию применяют очень часто. Абстрактные понятия изображаются с помощью животных. Лиса — это аллегория на хитрость, медведь — на силу, заяц — на трусость, осёл — упрямство.
"Слон и Моська"
Например, в басне И. А. Крылова "Слон и моська" Моська — аллегорическое изображение людей, которые хотят, чтобы их считали кем-то, возможно, важным и великим, но они для этого ничего не делают.
Таким людям их поступки не важны, главное — это то, что говорят о них окружающие.
"Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!".
"Мартышка и Очки"
В басне Крылова "Мартышка и Очки" мартышка — аллегория на глупость и невежество.
Мартышка не знала, как пользоваться очками: надевала их на темя и на хвост. Но лучше видеть естественно не стала. Поэтому сочла очки бесполезными и разбила их.
"Пёстрые овцы"
Крылов применяет аллегорию в этой басне, чтобы изобразить двуличность и лживость.
Лев в басне жестокий и коварный. Он пытается избавиться от пёстрых овец, но просто убить их было бы "неправосудно". Его лицемерие проявляется в том, что он хочет избавиться от негодных ему, но не потерять свою славу среди подданных.
"Как сбыть их и сберечь свою на свете славу?".
И появилась идея:
"…Прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдаётся,
Что род их сам собой переведётся".
Получается, лев сделал так, что волки убили всех овец. Но звери толкуют, что "Лев бы и хорош, да всё злодеи волки".
Считается, что басня посвящена событиям, когда император Александр I жестоко расправлялся с теми, кто относился к императору, его политике и религии в России по-другому, не поддерживал мнение большинства.
Примеры в стихах
"Бой" М. Ю. Лермонтов
Серебряный и чёрный бойцы в стихотворении Лермонтова — это аллегорическое изображение добра и зла.
"Сыны небес; однажды надо мною
Слетелися, воздушных два бойца;
Один – серебряной обвешан бахромою,
Другой – в одежде чернеца.
"Песенка" А. Ахматова
В стихотворении Анны Ахматовой босая девочка — аллегория на бедность. А растение лебеда — на потерянную любовь.
"Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды".
Читайте также про Метафору, Олицетворение и Эпитет.