Что такое Сюрреализм
Значение Сюрреализма
Сюрреализм (фр. surréalisme, от sur- "сверх", "по ту сторону" + réalisme "реализм") — это авангардное художественное движение, в котором автор создаёт искусство, используя иррациональное или противоестественное сопоставление и сочетания.
Сальвадора Дали считают одной из самых главных фигур в развитии сюрреализма.

У наблюдателя создаётся эффект, что автор увидел своё творение во сне. Сюрреализму свойственно присутствие иллюзий и визуального обмана, а также парадоксальная комбинация очертаний.
Сюрреализм стремился познать глубину человеческого подсознания, приблизиться к сверхъестественному и сотворить другую реальность, совершенно не похожую на обыденную.
Сюрреализм имел свой расцвет в Европе в первой половине XX века (между Первой и Второй мировыми войнами).
Сюрреалистичный, сюрреалистический и нереальный являются синонимами; означают "характерный для сюрреализма".
Сюрреализм в живописи

В искусстве автор-сюрреалист описывает свои собственные мысли без какой-либо остановки или структуры, это называется автоматическим письмом. Сопоставление форм в сюрреалистической картине обычно показывает образы, которые соединяют "трудно уместные вместе" предметы.
Однако, даже если они и могут быть "трудно уместные вместе", сюрреалист пытается установить связь между предметами сюрреализма, используя своё бессознательное и создавая эти ассоциации с этими сопоставлениями.
Ключевой характеристикой сюрреализма является то, что художник полагается на своё бессознательное. А реальность и сознание объединяются с этим состоянием сознания, когда бессознательное находит способ выразить реальность и передать её на полотна, которые эти художники создают.
Художники-сюрреалисты:
- Сальвадор Дали;
- Жоан Миро;
- Леонора Каррингтон;
- Ив Танги́ (Рэмон Жорж Ив Танги);
- Рене Магритт.
Сюрреализм в литературе
Отличительные черты сюрреализма, которые используются писателями в литературе этого стиля:
- автоматическое письмо — записывается всё, что приходит в голову автору, не останавливая, не структурируя свои мысли; писатель "плывёт по течению" своих мыслей без фильтра, позволяя всем появляющимся идеям появляться на бумаге;
- сопоставление образов — ставить бок о бок, казалось бы, несовместимые вещи, которые обычно люди не ассоциируют друг с другом, таким образом заставляя читателей увидеть вещи в новом свете; например, сравнение двери со змеёй или чаши с деревом;
- иррациональность — авторы-сюрреалисты стремились исследовать всё царство опыта, который существует вне рационального разума;
- бессознательное — сюрреалисты были очень заинтересованы в бессознательном, потому что: а) бессознательное является источником иррационального, и б) бессознательное также является источником творчества;
- ассоциация — странные связи, устанавливающиеся между очень разными мыслями, идеями или образами (автоматическое письмо зависит от ассоциации, как литературной техники);
- сновидения и фантазии — это часто средства, с помощью которых наше бессознательное и наши иррациональные побуждения находят своё выражение; и зачастую у читателя создаётся впечатление, будто он входит в мир снов;
- революция — сюрреализм начался сразу после Первой мировой войны (и это движение возникло частично, как ответ на войну), а писатели-сюрреалисты были революционными писателями, которые пытались изменить общество и стремились ввести новые способы мышления, более продуктивные, чем разрушительные;
- дадаизм (или дада) — предшественник сюрреализма; дадаизм также был вовлечён в иррациональное, также хотел уничтожить старые культурные формы и создать новые, также игнорировал традиционные художественные соглашения (он даже любил их разрушать). Дада послужила источником вдохновения для писателей-сюрреалистов, живущих в Париже; но эти движения различаются: а) у дадаистского движения не было "лидера" как у сюрреалистического (его возглавлял основоположник сюрреализма Андре Бретон); б) сюрреализм базировался в Париже и был очень тесно связан с городом, тогда как дадаистские художники и писатели были разбросаны по всей Европе.
Сюрреализм в кино

фильм "Заворожённый", Режиссёр: Альфред Хичкок, 1945 г.
Сюрреализм дал возможность кино превратиться в самостоятельную форму визуального искусства. Сюрреалистические фильмы отказались от линейных повествований и сюжетов, структур, заимствованных из литературы, и тем самым сделали революцию в кино.
Авторы не просто рассказывают зрителю какой-то сон или историю, а показывают весь процесс, это: нелогичные и иррациональные разрушения, беспокоящие образы, отрицая цензуру или логику бодрствующего сознания или морали. Как и многие сны, сюрреалистические картины очень сложно, порой невозможно, интерпретировать.
А герои в них зачастую показывают недостаток воли или бессилия, терпят потерю контроля и полностью смиряются с положением сна.
Также сюрреалистическим фильмам характерны:
- шокирующие образы;
- нападение на традиционные институты общества (такие как религия, семья или брак);
- сильные чувства тоски, любви и сексуального желания;
- самые неуместные или абсурдные образы как наглядные и конкретные факты.
Примеры сюрреалистических фильмов:
- "Андалузский пёс" (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1929 г.);
- "Золотой век" (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1930 г.);
- "Призрак свободы" (Режиссёр: Луис Бунюэль, 1974 г.);
- "Полуденные сети" (Режиссёры: Майя Дерен, Александр Хакеншмид, 1943 г.);
- "Алиса", (Режиссёр: Ян Шванкмайер, 1987 г.).
Сюрреализм в фотографии
Если забыть о том, что фотография должна изображает реальность, перед нами появится совершенно другое психологическое, философское и художественное "поле".

Сюрреалистические фотографии описывают по-разному: странными, необычными, нереальными, своеобразными, нелогичными, иррациональными, галлюцинаторными, удивительными, поразительными, дезориентирующими, расстраивающими, похожими на сны, даже беспокоящими и анархистскими.
Они стирают границы между реальностью и фантазией, показывают вещи, которые невозможны в обычной жизни. Они вызывают яркость воображения, что ведёт к интерпретациям мира, выходящим за пределы нашего обычного восприятия.
Сама приставка из французского "sur" кричит о реальности за пределом, выше и больше, чем знакомая нам реальность.
Фотографы сюрреалисты:
- Ман Рэй (1890–1976; художник, фотограф и кинорежиссёр);
- Морис Табар (1897–1984);
- Ханс Беллмер (1902–1975; график, скульптор, фотограф, иллюстратор, писатель);
- Дора Маар (1907–1997; художница, фотограф);
- Эрик Йоханссон (родился в 1985 г.).
Узнайте, что такое Абстракция, Культура и Искусство.