Что такое Иллюстрация

Значение иллюстрации

Иллюстрация — это изображение, которое передаёт сообщение, чтобы проинформировать, объяснить или помочь в понимании чего-либо. Часто иллюстрации сопровождают тексты, но могут быть изображениями, которые сами по себе выполняют функцию какого-либо сообщения.

Детские книги и учебники являются примерами изданий, которые часто имеют текст и иллюстрацию. В этих случаях иллюстрации предназначены для того, чтобы помочь понять содержание или значение.

Иллюстрации также присутствуют на обложках книг, журналов, постеров фильмов и пьес. Иллюстрация — это не обязательно рисунок, это может быть фотография, коллаж или картина.

Иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, иллюстрация к 'Сказке о царе Салтане', 1904 г.
Иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, иллюстрация к "Сказке о царе Салтане", 1904 г.
Иллюстратор Дмитрий Исидорович Митрохин, книга 'История Альмансора' Вильгельма Гауфа, 1912 г.
Иллюстратор Дмитрий Исидорович Митрохин, книга "История Альмансора" Вильгельма Гауфа, 1912 г.

Художники-иллюстраторы

Некоторые из самых знаменитых иллюстраторов:

Иван Яковлевич Билибин

'Илья Муромец и Святогор', Иван Билибин, 1940 г.
"Илья Муромец и Святогор", Иван Билибин, 1940 г.

Билибин (1876–1942) был не только художником-иллюстратором, но также являлся живописцем, графиком, театральным оформителем. Иван Яковлевич творил в своём уникальном стиле, который в последствии именовали "билибинским".

В его творениях преобладало изобилие орнаментов и завитушек. Художник следовал точности в описании русского быта и костюма, не забывая, притом о волшебности персонажей. Больше всего нам знакомы его работы в детских книгах русских народных сказок и былин.

Борис Александрович Дехтерёв

Б. А. Дехтерёв (1908–1993) иллюстрировал целое множество великих авторов, таких как: Лермонтов, Тургенев, Шекспир, Андерсен, Пушкин, Перро, Гладков и др.

Владимир Григорьевич Сутеев

Мультипликационный фильм 'Дядя Стёпа', режиссёр Владимир Сутеев, 1939 год, Союзмультфильм
Мультипликационный фильм "Дядя Стёпа", режиссёр Владимир Сутеев, 1939 год, Союзмультфильм

Владимир Григорьевич был русским писателем, иллюстратором и одним из самых первых советских режиссёров-мультипликаторов. Его иллюстрации были будто кадрами из мультипликационных фильмов.

Сутеев придумывал не только очень красочные иллюстрации к классическим сказкам, но также придумывал и свои.

Виды иллюстраций

Иллюстрации различают:

  • обложка или переплёт — изображают суть представленного литературного произведения;
  • иллюстрации-фронтиспис — иллюстрация перед титульным листом, тоже должна показывать главное в произведении;
  • иллюстрации-заставки — иллюстрация в начале главы книги;
  • разворотная — иллюстрация внутри текста на двух страницах;
  • полосная иллюстрация — иллюстрация внутри текста во всю страницу;
  • полуполосная — полустраничная иллюстрация;
  • оборочные — небольшая иллюстрация для менее значимых частей произведения;
  • рисунки на полях — рисунки для не очень важных частей произведения.

История иллюстрации

Человек использует иллюстрации, чтобы помочь себе в общении с доисторических времен, ещё даже до развития письменности. Можно лишь вспомнить наскальную живопись (на камнях), сделанную природными красками-пигментами.

Хотя значения этих древних проявлений не доказаны, считается, что рисунки стремились передать послания: выразить ценности, убеждения и изобразить повседневную жизнь этих народов.

Наскальные рисунки в Национальном парке Серра-да-Капивара в Бразилии
Наскальные рисунки в Национальном парке Серра-да-Капивара в Бразилии

Одна из самых ранних письменных иллюстраций к рукописи — Древнеегипетская Книга мёртвых, коллекция записей, которая вероятно была составлена египтянами между 16 и 10 веками до нашей эры.

В этих рукописях описаны процедуры, которые следует соблюдать после смерти, для того, чтобы отвести опасность и облегчить путь мёртвых в рай. Для иллюстрирования этих рукописей были специально назначены люди.

Древнеегипетская Книга мёртвых, 1040–945 гг. до н. э.
Древнеегипетская Книга мёртвых, 1040–945 гг. до н. э.

С тех пор люди не переставали использовать изображения и рисунки, чтобы рассказывать истории, описывать ситуации разных времён и пространств, выражать чувства и заставлять читателя думать.

Сегодня иллюстрации есть везде: в книгах, журналах, рекламных роликах, картинах, граффити и т. д. А благодаря технологиям и программам дизайна создание изображений стало ещё проще и присутствует в нашей повседневной жизни.

Иллюстрация в России

В 1920-е гг. в СССР начался подъем ксилографии, рисунка, а также возникновение фотомонтажа. В советской иллюстрации начали появляться некоторые детали плакатности. Данная эпоха характеризуется исканиями предметно-визуального единения книг с иллюстрациями. В эти года формируется и, переливающаяся всеми цветами радуги, иллюстрация для детей.

Уже для 1930–50-х гг. присуща склонность к перенесению содержания с психологической точки зрения, к реалистичности образов, к приближению к станковой графике.

Более многообразной иллюстрация становится в 50–80-х гг.

Одними из самых ярких представителей художников-иллюстраторов считаются:

  • Иван Яковлевич Билибин;
  • Борис Александрович Дехтерёв;
  • Владимир Григорьевич Сутеев;
  • Леонид Викторович Владимирский;
  • Евгений Михайлович Рачёв.

Разница между иллюстрацией и рисунком

Хотя они часто используются как синонимы, иллюстрация и рисунок — это разные понятия. Существенное различие между этими двумя терминами состоит в том, что у иллюстрации есть какое-то предназначение, в то время как рисунок не обязан иметь никакой цели.

Рисунок является более свободным проявлением. Он может быть сделан просто для красоты и без цели передать какое-либо сообщение. Следовательно, рисунок не обязательно является иллюстрацией.

Но рисунок может быть иллюстрацией если его функция — передать идею или мысль. Например, рисунок на обложке книги является иллюстрацией, потому что он обычно предназначен для передачи какого-то сообщения, относящегося к содержимому текста.

Иллюстрация Николая Алексеевича Богатова к книге 'Конёк-Горбунок', 1914 г.
Иллюстрация Николая Алексеевича Богатова к книге "Конёк-Горбунок", 1914 г.

Читайте также про Прозу и Фольклор.