Что такое Релятивизм

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.

Это точка зрения, согласно которой всё это является субъективным результатом различных условностей и систем оценки: где истина, а где ложь, что правильно и неправильно, стандарты рассуждений и процедуры обоснования также субъективны. А их важность ограничена контекстом, который их породил.

Синоним слова релятивизм — относительность.

Быть релятивистом — значит считать, что разные люди могут иметь разные взгляды на то, что морально и аморально.

Примеры релятивизма

Истина субъективного утверждения (заявление предпочтения, например, "Пломбир — самое вкусное мороженое") относится к человеку, т. е. субъекту, предъявляющему это заявление, поэтому это заявление предпочтения может быть верно для одного человека, но не для другого.

Например:

  • употребление говядины для нас считается абсолютно нормальной, каждодневной ситуацией, однако это совершенно неприемлемо в Индии;
  • в исламских странах Ближнего Востока запрещено играть в азартные игры и распивать алкогольные напитки, а у нас это не карается ни законом, ни моралью;
  • женщины не могут получать образование или реализовывать себя в бизнесе в Афганистане, это считается аморальным, а у нас это не запрещено;

Релятивизм софистов

Одним из известнейших утверждений Протагора (ок. 485 до н. э. – ок. 410 до н. э.) является следующее:

"Человек является мерой всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют".

Это заявление объясняется следующим образом: у каждого человека способ видеть вещи отличается, ведь все мы разные. Таким образом, вещи не видятся такими, какие они есть, каждому видна только его субъективная оценка этих вещей (их отдельные свойства или стороны).

Рассмотрим эту фразу на примере отвёртки? Рабочий будет решать хорошая эта отвёртка или нет, посмотрев на её качества: удобна она для работы или нет. Для продавца магазина, который ему эту отвёртку продал, она имеет абсолютно другие качества: цена, за которую он её купил, за какую он может её продать, сложно или легко продаются отвёртки вообще.

А люди науки, например физики, видят ту же самую отвёртку как возможный объект исследования с определённой молекулярной структурой и физическими свойствами.

Но это лишь одна из множества интерпретаций этого знаменитого утверждения.

Это видение мира привело мыслителей к эпистемологическому перспективизму, разновидность теории познания, в которой видение мира каждого индивидуума продиктовано личной перспективой каждого человека (т. е. особенности оценки вещей человеком предопределяют процесс его познания).

Из перспективизма уже вышел эпистемологический плюрализм, который говорит о том, что нужно целое разнообразие способов для получения полного описания какой-то области.

Этот перспективизм, в свою очередь, считается и релятивизмом: мы понимаем вещи в зависимости от того, как мы думаем и в какой ситуации находимся; в действительности наше знание становится ситуативно-относительным (релятивным).

Представители релятивизма

Очень немногие философы готовы назвать себя релятивистами, но среди них числятся:

  • Томас Сэмюэл Кун (аналитическая философия);
  • Людвиг Витгенштейн (аналитическая философия);
  • Ричард Рорти (постаналитическая философия);
  • Жак Деррида (постструктурализм);
  • Мишель Фуко (постструктурализм, структурализм).

Цинизм и релятивизм

Цинизм (или циничность, от греч. kynismos — "собачий образ жизни человека", образование от kyōn — собака) — учение циничных философов подразумевает демонстративное пренебрежение к нормам нравственности, наглость, дерзость, бесстыдство.

Циник — это человек, который демонстративно показывает своё пренебрежение или игнорирует нормы и традиции общественности.

Кудрявцева Валентина Ивановна в своём автореферате диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук "Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка" говорит, что цинизм представляет собой социальную опасность, разрушая, а моральный релятивизм ему сопутствует:

"Циническая "переоценка ценностей" подразумевает полный отказ от тех способов организации общественной жизни и культуры, которые были выработаны человечеством на протяжении двух с половиной тысячелетий.

Моральный релятивизм, неизбежно сопутствующий цинизму, подрывает устойчивость социальных связей. Современные циники пропагандируют крайний эгоизм, пренебрежение долгом и обязанностями, дают оправдание предательства и измены...

Цинизм представляет собой нигилизм, отрицающий существующую систему ценностей. Иногда он приводит веские критические аргументы. Но ничего позитивного циник, в принципе, предложить не может. В этом случае он перестал бы быть циником, ведь цинизм всецело ориентирован на разрушение".

Смотрите значение Нигилизм.

Разновидности релятивизма

Моральный релятивизм

Моральный релятивизм (или этический релятивизм) — это представление, согласно которому "правильное" и "неправильное" относятся к системе убеждений или культуре человека.

Эпистемический релятивизм

Эпистемический релятивизм означает, что всё может меняться в разных контекстах и культурах. Например, в некоторых культурах люди верят, что могут научиться истине во сне. Если вы когда-либо чувствовали себя обязанным уважать эту мысль, вы могли бы быть эпистемологом-релятивистом.

Культурный релятивизм

Может относиться к любому аспекту культуры: религии, языку, повседневному поведению.

На практике культурный релятивизм обычно связан с тем, какое поведение является приемлемым или неприемлемым (например, давать или нет чаевые, бракосочетание с детьми или употребление в пищу говядины).

Этот тип релятивизма говорит про все практики, которые являются правильными в одних культурах и неправильными в других.

Негативный релятивизм

Это релятивизм софистов, он гласит о неистинности любых суждений. Они мотивируют это тем, что высказывания были сделаны человеком, а для них изречённая мысль всегда считается ложью.

Формальный релятивизм

Проявляется, когда существует "доля правды", подразумевается, что есть некая истина (чаще всего доступная учёным), но вся полнота знаний пока недоступна нам из-за ограниченности наших познавательных возможностей.

Прагматический релятивизм

Этот тип релятивизма более конструктивен: он заявляет о равноправии всех философских концепций, объясняя это тем, что невозможно их рационально сравнить и выявить наилучшую. У каждой философской концепции есть свои сторонники, и это означает, что она помогает решить какую-то мировоззренческую задачу.

Постмодернистский релятивизм

Это вариация негативного релятивизма, но не такая примитивная, как у софистов. Его представители отрицают монистическую форму релятивизма, возможность и необходимость построения единой философской системы (и каких-либо систем в целом), но не саму возможность философского познания.

Анархический релятивизм

Это постмодернистский плюрализм в области эпистемологии, в этом типе релятивизма "дозволено всё". Его можно считать доведённым до логического предела прагматическим релятивизмом — если что-то существует, что бы человеку ни пришло в голову, значит это кому-нибудь нужно, это имеет право на жизнь.

Социальный релятивизм

По словам Чарльза Д. Болтона в своей книге "Социологический релятивизм и новая свобода" (1958 г.): "социологический релятивизм касается любой области человеческого опыта и поведения". Предполагается, что каждая личность "определяется" социальным контекстом, в котором происходит развитие.

Мотивы, эмоции, чувства, умственные перспективы и позиции индивида формируются в одном процессе, который создаёт и поддерживает объективные социальные миры.

Конечно, биопсихологические (биологическая психология, изучает поведение человека и животных) возможности должны присутствовать, но они приобретают свою специфическую форму только в социальном процессе.

Абсолютный релятивизм

Для развития познания в абсолютном релятивизме всё считается необходимым. Для этого рассматриваются все точки зрения, считаются необходимыми все уровни рассмотрения предмета, не только грандиозных полотен-систем, но и лёгких зарисовок-гипотез.

Он не отрицает объективности познания, но заявляет, что развитие целостного познания возможно только с помощью релятивизма.

Абсолютизм, универсализм и релятивизм

Абсолютизм

Идея абсолютизма в увеличении сходности между культурами: не принимаются во внимание различия между ними и отвергаются все специфические детали. В случае если расхождения выявляются, они объясняются как количественные, т. е. происходит сравнение оценочного характера. Таким образом, культуры исследуются как одинаковые, но всё же неравные.

Универсализм

Сторонники универсализма полагают, что существует единство психики, но с допустимыми довольно значительными внешними расхождениями. Они считают, что основные психологические процессы — общие для всего человечества. Хотя культура оказывает существенное влияние на эти выражения.

Универсалисты проводят исследования с соответствующими поведенческими сравнениями, однако с огромной предусмотрительностью — они пытаются удерживаться от оценок или отдавать предпочтение своей культуре.

Релятивизм

Для сравнения, релятивизм заинтересован в том, чтобы выделить расхождения между культурами, т. е. увеличить различия между культурами (может быть в содержании или в структуре психических процессов каждой культуры).

Релятивисты уважают все исследуемые культуры/народы, их целью является познать эту нацию на их собственном диалекте и отталкиваясь от их ценностей. Для них все культуры разные и все равные.

Метамодернизм, постмодернизм и релятивизм

Метамодернизм — это философия культуры, система понимания мира и система логики, которая помогает нам лучше ориентироваться в эпоху цифровых технологий; а философы культуры помогают нам осмыслить наше время, замечая закономерности в работе целых культур (и отдельных субкультур в этих культурах).

Русская культура, как и любая другая культура, имеет политические и экономические субкультуры, а также те, в которых регулярно создаётся новое искусство.

Поэтому метамодернизм даёт нам объектив, с помощью которого можно рассмотреть почти всё, что произошло в России с момента изобретения Интернета в политическом, социально-экономическом и социокультурном смысле.

Постмодернизм отличается: деконструкцией (понимание через уничтожение стереотипов), иронией, стилизацией (имитация типичных особенностей стиля), релятивизмом, нигилизмом, отречением от общих концепций.

Смотрите также значения Культура, Софистика, Экзистенциализм, Агностицизм и Философия.