Что такое Анимизм

Значение анимизма

Анимизм — это идея о том, что всё вокруг — люди, животные, горы, деревья, природные явления и т. д. — имеют душу, которая соединяет их друг с другом.

Это понятие в антропологии, которое использовалось для выявления общих черт духовности в разных религиях и верованиях.

Как правило, анимизм не считается религией. Это, скорее, идея, которая присуща многим духовным практикам.

Термин был введён в 1871 году. Анимизм считается основополагающей идеей во многих древних религиях и культурах. Особенно у коренных народов.

Анимизм присутствует и сейчас в той или иной форме во многих основных религиях современного мира.

Происхождение анимизма

Историки верят, что анимизм неотъемлем от духовной природы человека и что он проявлялся ещё у человекоподобных обезьян в эпоху палеолита.

Духовную природу человека пытались определить и философы, и религиозные деятели.

Около 400 г. до н. э. древнегреческий философ и математик Пифагор говорил о связи между душой каждого человека и божественной душой. Он верил, что у людей и неодушевлённых объектов есть общая душа.

Считается, что Пифагор почерпнул эти идеи у древних египтян. У тех глубокое почитание жизни в природных явлениях, а также персонификация смерти и идея о смерти как новом начале говорили о твёрдой идее анимизма.

Древнегреческий философ Аристотель в своём сочинении "О душе" (350 г. до н. э.) определил живые вещи как те, у которых есть душа.

Идея anima mundi или природной души мира была придумана этими древнегреческими учёными. Согласно ей у Вселенной есть душа, которая присутствует во всех предметах и живых организмах.

Поэтому они все взаимосвязаны, точно также как душа и тело человека. И Вселенная управляется духовными законами, а не законами механики.

Идея души мира была предметом изучения многих философов и учёных вплоть до 19 века, пока она не была чётко определена. И хотя многие философы пытались обозначить связь между миром природы и сверхъестественным миром, термин "анимизм", как мы его понимаем сейчас, возник лишь в 1871 г.

Английский культуролог Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917) использовал его в своей книге "Первобытная культура" для определения древних религиозных практик.

анимизм Эдуард Бернетт Тайлор
Английский культуролог Эдуард Бернетт Тайлор

Анимизм в религиях

Труд Тайлора привёл к тому, что анимизм часто ассоциируют с примитивными культурами. Но элементы анимизма можно найти и в мировых культурах даже сейчас.

Например, синто (или синтоизм), традиционная религия в Японии, которую практикуют более 112 миллионов человек.

В основе этой религии лежит вера в ками — духовное начало, которое присутствует во всех неодушевлённых предметах. Это убеждение объединяет синтоизм с анимизмом.

В религии коренных народов Австралии очень сильна культура тотемов.

Тотем — живое существо — обладает сверхъестественными способностями. Он является символом или эмблемой общины.

Зачастую в общинах накладывается табу: к тотему нельзя прикасаться, его нельзя есть или повреждать.

Тотем — это всегда живой предмет — растение или животное.

А эскимосы, напротив, верят, что душа может присутствовать в любом предмете: одушевлённом, неодушевлённом, живом или мёртвом.

Вера в духовное начало у эскимосов более глобальна. Так как не зависит от живого существа. А наоборот, предмет или вещь зависят от души, которая в них обитает.

Читайте подробнее про Антропологию. Узнайте также, что такое Каббала.