Что такое Инфляция

Инфляция (с лат. inflatio — "вздутие") — явление, когда цены на товары и услуги растут без веских причин, ведь их качество и характеристики остались прежними.

Инфляция означает, что слабеет национальная валюта. То есть раньше за эти деньги можно было купить, например, 5 килограмм яблок, при инфляции — только 3 килограмма. Это означает, что снижается покупательская способность населения, а их сбережения обесцениваются.

Для обозначения противоположного процесса употребляют термин "дефляция" (с лат. deflatio — "вы­ду­ва­ние, сду­ва­ние"). При дефляции цены снижаются.

Виды инфляции

Инфляцию разделяют по видам, в зависимости от того, как она протекает.

Виды Описание
По темпам роста цен:
Ползучая инфляция Цены растут постепенно: не более чем на 10% в год. Такая инфляция полезна для экономики: деньги активно "вращаются" на рынке, люди предпочитают тратить их, а не копить. Если в обороте страны достаточно денег, то уменьшаются кредитные ставки, экономика становится привлекательной для инвесторов, растёт производство
Галопирующая инфляция Происходит быстрый рост цен: от 10 до 50% в год. Неполезная инфляция. Деньги быстро теряют свою стоимость. Население предпочитает тратить сбережения, а это повышает спрос над предложением. Поэтому цены начинают расти ещё быстрее. Банки не хотят давать кредиты, опять же из-за стремительного обесценивая национальной валюты
Ступенчатая Это неровный рост цен, сложно подвести его к определённому проценту, так как он постоянно меняется
Гиперинфляция Рост цен может доходить до тысяч или десятков тысяч процентов год. Такое происходит, как правило, в период войны, революции, кризиса. В этом случае денежная система страны не справляется настолько, что население переходит к оплате товаров и услуг другими товарами (бартерный обмен) или вводятся другие деньги. При этом предыдущая национальная валюта признаётся недействующей
По степени вовлечённости государства:
Открытая Цены растут, национальная валюта обесценивается. Но государство не пытается предотвратить рост цен. Вместо этого оно пытается управлять самой инфляцией, то есть сократить количество денег в обороте. Для этого повышаются налоги, кредитная ставка Центрального банка страны. Характерна для рыночной экономики
Скрытая Ситуация, когда государство не даёт ценам изменяться, поэтому они, если и растут, то незначительно. Но затраты производителей растут неизменно, и они принимают решение сократить объёмы производства. А это приводит к дефициту товаров на рынке
По территории:
Локальная Происходит в какой-либо одной стране или группе стран
Глобальная Происходит во всём мире
Импортируемая Повышаются только импортные цены (т.е. те цены, по которым закупают товары за рубежом)

Почему происходит инфляция?

Причины инфляции можно разделить на три блока: монетарные причины, немонетарные причины и инфляционные ожидания.

Монетарные причины

Эти причины связаны с тем, сколько денег есть у экономики государства. Сюда входят:

  • Экономическая политика государства.
    В качестве примера можно привести ситуацию, когда у государства нет денег на оборону или социальные выплаты (пенсии, пособия). Оно начинает печатать больше денег. Это приводит к их обесцениванию (девальвации). Население, видя, что национальная валюта слабеет, начинает от неё избавляться: покупать иностранную валюту или покупать товары, недвижимость. Что приводит к увеличению спроса, а следовательно, и росту цен.
  • Политика центрального банка государства.
    Так, банк может понижать или повышать ключевую ставку. Это меняет ряд экономических показателей. А для людей это означает изменение экономики их семьи (становится выгоднее или сберегать средства, или, наоборот, финансировать их во что-то). Плюс ключевая ставка меняет стоимость недвижимости, ценных бумаг (то есть цены растут или падают).
  • Наличие в обороте избыточных свободных денег (денежных средств, которые расходуются исключительно на покупку и продажу товаров и услуг).
    Если у людей избыток средств, которые они готовы потратить, то это приводит к росту спроса над предложением. А это прямой путь к повышению цен.
  • Присутствие на рынке компаний-монополистов. Такие компании сами устанавливают цены, они не ориентируются на спрос и предложение, потому что у них нет конкурентов. Поэтому даже при увеличении цен, население всё равно будет покупать товары у таких компаний.
  • Некорректная кредитная политика банков и других финансовых институтов. Например, когда банки начинают выдавать большое количество кредитов.

Немонетарные причины

Это такие причины, которые не связаны с количеством денег в экономике. К ним относят:

  • Валютный курс. Например, если российский производитель товаров покупает ингредиенты у иностранных партнёров за доллары. Увеличение курса доллара приведёт к тому, что продавец, дабы покрыть свои издержки, вынужден будет поднять цены.
  • Конкуренция среди производителей товаров. Монополия ведёт к тому, что спрос и предложение не контролируют цены.
  • Погодные условия, которые влияют на урожай. Ведь цены на многие продовольственные товары устанавливаются в зависимости от того, насколько богат был урожай.
  • Неразвитые сферы, куда можно деньги инвестировать. Сюда же относится недостаточная осведомлённость населения о том, на что можно тратить деньги, помимо покупки товаров.
  • Низкая производительность труда. Например, компания производила 10 столов в месяц. Но потом спрос на них упал, и компания стала производить 5 столов. Прибыль уменьшилась, но расходы остались прежними. Чтобы покрыть разницу, компании нужно повысить цену на стол.

Инфляционные ожидания

Ещё один блок причин инфляции — это предположения производителей товаров или тех, кто оказывает услуги, о том, какой будет инфляция., то есть их инфляционные ожидания.

Если они ожидают большой процент инфляции, то, чтобы избежать больших будущих издержек, устанавливают цены выше.

Инфляция спроса и предложения

Инфляцию делят на инфляцию спроса и инфляцию предложения (или издержек).

Если рост цен провоцирует большой спрос на товары — это инфляция спроса. При большом спросе (то есть много людей хотят купить этот товар) и маленьком предложении (то есть мало товара, на всех не хватает) цены растут. Эту разновидность ещё называют инфляцией "покупателя".

Об инфляции предложения говорят, ко­гда издержки производства становятся больше и компании повышают цены. Поэтому это инфляция "продавца".

Например, кафе продаёт пирожные и кофе, но ингредиенты закупает у партнёра. Если партнёр поднял цены на ингредиенты, то кафе, чтобы покрыть свои издержки (то есть расходы на аренду помещения, доставку, заработную плату, воду и газ и т.д.), тоже поднимает цены.

Каковы последствия инфляции?

Ползучая инфляция полезна для экономики. Компании заинтересованы производить товары, их прибыль потихонечку растёт. С небольшой инфляцией повышается заработная плата.

При высоких показателях инфляции страдают все. Деньги обесцениваются, сбережения уменьшаются, так как банки снижают проценты для накоплений.

Растут цены. Слабеет национальная валюта, по отношению к мировой валюте.

Замедляется или вовсе останавливается производство, наступает дефицит товаров.

У государства не хватает бюджета. Следовательно, сокращаются выплаты пенсий, пособий и других социальных платежей.

Как определяют уровень инфляции?

Определяют с помощью такого показателя, как индекс потребительских цен (ИПЦ).

Это статистика, которую проводит Федеральная служба государственной статистики. В статистику входят данные о том, как изменяются цены на товары (продовольственные и непродовольственные), которые обычно покупает средний потребитель. Такие товары называются потребительской корзиной.

Другими словами, служба отслеживает изменение цен на эту потребительскую корзину примерно за 1 год. И может сравнить, какова была цена в феврале прошлого года и в феврале текущего. Изменение этого индекса покажет уровень инфляции.

Читайте про Рыночную экономику.