Что такое Стартап

Стартап (от англ. startup — запуск) — это компания на ранних стадиях развития бизнеса (для некоторых компаний этот этап может длиться годами), созданная с использованием новых методов и моделей, предпочтительно с повторяемой и масштабируемой бизнес-моделью.

Стартапер — основатель стартапа.

Масштабируемость бизнеса

Масштабируемость бизнеса — это характеристика системы, модели или функции, которая описывает её способность справляться и хорошо работать при увеличенной или расширяющейся рабочей нагрузке или объёме клиентов/пользователей.

Модель, которая хорошо масштабируется, сможет поддерживать или даже повышать свой уровень производительности или эффективности, даже если она тестируется с всё большим и большим количеством эксплуатационных требований.

На финансовых рынках под масштабируемостью понимается способность финансовых учреждений справляться с возросшими рыночными требованиями.

Масштабируемая компания

В корпоративной среде масштабируемая компания — это та, которая может поддерживать или увеличивать размер прибыли при увеличении объёма продаж.

Это понятие тесно связано с термином "эффект масштаба", когда некоторые компании могут снизить свои производственные затраты и увеличить прибыльность по мере роста и увеличения производства.

Ситуации, когда увеличение производства увеличивает затраты и снижает прибыль, называются отрицательным экономическим эффектом увеличения масштабов.

Разница между молодым бизнесом и стартапом

В молодом бизнесе предприниматель действует по уже выработанной кем-то другим модели. В то время как в стартапе используются новые методы и модели, т. е. решается уже существующая на рынке проблема, но новыми путями.

В стартапе должно быть нечто инновационное, то, что создаёт новые технологии либо новые пути решения проблем клиента, улучшающие его жизнь.

Если предприниматель открывает физический магазин (например, шашлычную на набережной), то его рынок не меняется (это обычный молодой бизнес).

Но если его система оплаты позволяет платить пластиковой картой с помощью bluetooth, то таким образом меняется качество оказания его услуг. Меняется представление клиента об обычных каждодневных вещах, и это уже не просто молодой бизнес, а стартап.

Другой пример: открыть физический киоск с конфетами (молодой бизнес, если в нём нет никакой новизны в модели бизнеса).

А если эти же конфеты продавать через интернет, так ещё и придумать модель, какую до этого предпринимателя никто никогда не делал, которая намного лучше существующей, тогда это будет стартап.

Например: как только клиент заказывает коробку конфет, ему делается доставка свежайших конфет в тот же день, прямо с фабрики, таким образом мы имеем дело со стартапом.

Как описать бизнес-модель стартапа

business canvas
Канва бизнес-модели

Канва бизнес-модели (на английском Business model canvas) — это один из самых распространённых и доступных инструментов стратегического планирования и управления для предпринимателей из методики Lean.

Методика Lean в США — это система инструментов и методов, чтобы сократить потери и увеличить выручку. Lean означает делать больше с меньшими затратами, делая это лучше.

Канва бизнес-модели позволяет описать проект, идею или уже существующий бизнес. Она применяется для понимания и разбора уже существующей бизнес-модели, чтобы найти её слабые места, для нахождения новых путей роста.

Канву создали Александр Остервальдер (консультант по вопросам инновационных бизнес-моделей) и Ив Пинье (профессор информационных систем управления).

Как работать с канвой бизнес-модели

Предприниматель должен ответить на следующие вопросы и записать в соответствующий квадрат ответы:

  1. Сегменты потребителей: для кого мы работаем? кто для нас самый важный клиент?
  2. Ключевые ценности: какие проблемы клиента мы решаем? Что ценного в нашем предложении? Какие услуги мы можем предложить каждому из сегментов потребителей? Какие потребности клиентов мы удовлетворяем?
  3. Каналы: через какие каналы наши клиенты хотят получать наши ценности (услуги)? Через какие каналы они их получают сейчас? Как мы интегрируем их с жизнью клиента? Какие наиболее эффективны? Какие из них наиболее экономически эффективны?
  4. Взаимоотношения с клиентами: какой тип отношений каждый из наших клиентских сегментов ожидает от нас, чтобы мы установили и поддерживали с ними? Какие у нас отношения с каждым из сегментов? Как они интегрированы с нашей бизнес-моделью? Насколько финансово они дороги для нас?
  5. Потоки доходов: за что наши клиенты готовы платить? За что они платят сейчас? Как они платят? Как бы они предпочли платить? Какова доля каждого из потоков в общей сумме дохода?
  6. Ключевые ресурсы: какие ключевые ресурсы нужны для создания ключевых ценностей? И для наших каналов распространения? Для отношений с клиентами? Для потоков доходов?
  7. Ключевые действия: какие ключевые действия необходимы для работы? Для каналов сбыта? Для выстраивания отношений с клиентами? Получения и учёта потоков доходов?
  8. Ключевые партнёры: кто наши ключевые партнёры? Кто наши ключевые поставщики? Какие ключевые ресурсы мы от них получаем? Какие ключевые виды деятельности они для нас делают?
  9. Структура расходов: каковы наиболее важные затраты, связанные с бизнес-моделью? Какие ключевые ресурсы являются самыми дорогими? Какие основные действия являются самыми дорогими?

Девять способов финансирования стартапа

Существует много способов финансирования стартапа. Мы перечислим некоторые из них.

  • кредит в банке для стартапов;
  • обмен услугами (это обмен ваших навыков или чего-то, что у вас есть, на то, что вам нужно, например: вы получаете бесплатное офисное помещение и оказываете поддержку компьютерным системам всех остальных офисных арендаторов);
  • аванс от стратегического партнёра или клиента (найдите крупного клиента или взаимодополняющий бизнес, который увидит в вашей идее такую ценность, что будет готов дать вам аванс из будущих отчислений, чтобы вы смогли завершить ваше развитие);
  • присоединиться к бизнес-инкубатору или бизнес-акселератору (эти организации помогают проектам на ранней стадии, оказывая им услуги, важные в продвижении бизнеса);
  • венчурные инвесторы (профессиональные инвесторы);
  • бизнес-ангелы ("меценат-инвестор", который инвестирует собственный капитал в обмен на долю в бизнесе, например: Национальная ассоциация бизнес-ангелов, Национальная сеть бизнес-ангелов "Частный капитал", Национальное содружество бизнес-ангелов);
  • краудфандинг (люди предварительно покупают ваш товар для последующей доставки, делают пожертвования взамен на вознаграждение, например футболку; при этом пока вы проводите кампанию, она уже работает как реклама);
  • грант для малого бизнеса (государственные средства, выделяемые на поддержку новых технологий и других важных сфер, таких как образование, медицина и социальные нужды);
  • продайте свою идею друзьям и семье (как правило, профессиональные инвесторы ожидают, что у вас уже есть хоть какое-то инвестирование из этого источника, если ваши друзья и родственники не верят в вас, то посторонние люди также вряд ли поверят).

Типы стартапов

Существует шесть типов стартапов:

  1. Стартап — образ жизни: это предприниматели, которые построили своё дело на своём образе жизни, такие как сёрфингисты или дайверы. Они владеют небольшим магазином для сёрфинга или дайвинга или преподают уроки, чтобы оплачивать счета. Для того, чтобы они могли продолжать заниматься сёрфингом и нырять дальше.
  2. Малый бизнес, как правило, семейный (принадлежащий и управляемый семьёй): они работают так же усердно, как и любой предприниматель Кремниевой долины. Обычно они нанимают на работу местных сотрудников или члена семьи (создают местные рабочие места). Большинство из них едва ли прибыльны. Предпринимательство малого бизнеса не рассчитано на масштабирование, владельцы хотят иметь собственный бизнес и прокормить семью.
  3. Тип Кремниевой долины: разработанные, чтобы быть масштабируемыми: масштабируемые стартапы, как правило, объединяются в инновационные кластеры (Кремниевая долина, Шанхай, Израиль и т. д.). Они составляют маленький процент от шести типов стартапов, но из-за больших доходов привлекают весь рисковый капитал и прессу.
  4. Предназначенные для быстрой продажи: их цель не в том, чтобы построить бизнес, оценивающийся в миллиарды (рублей, евро или долларов), а в том, чтобы наиболее выгодно его продать более крупной компании.
  5. Стартапы крупных компаний: изменения вкусов клиентов, новых технологий, законодательства, появление новых конкурентов и т. д. могут создать давление и требовать от крупных компаний создания совершенно новых инноваций, требующих от крупных компаний создания совершенно новых товаров/услуг, продаваемых новым клиентам на новых рынках (например, Google и Android).
  6. Социальные стартапы (обычно какая-то форма благотворительной организации): в отличие от масштабируемых стартапов их цель состоит в том, чтобы сделать этот мир лучше, а не занять долю на рынке или сделать основателей богатыми.

Узнайте, что такое Коворкинг, Маркетинг и Процедуры банкротства.