Принципы обучения

Принципы обучения — это рекомендации и ориентиры, которыми руководствуется преподаватель для наиболее эффективного обучения своих учеников.

Принципы обучения делятся на:

  • дидактические (применяются ко всем предметам);
  • методические (применяются к одному конкретному предмету).

Эти принципы определяются посредством научной оценки процесса:

  • сопоставлением с его законами;
  • согласованием с проблемами обучения;
  • с развитием педагогики;
  • с эволюцией самой системы образования.

Основные принципы обучения (дидактические)

У разных авторов список принципов несколько отличается. По одной из версий, процесс обучения проходит лучше всего, когда:

  • есть содействие независимости, самомотивации и способствование самостоятельному обучению;
  • учащийся сам хочет чему-то научиться или ему это нужно;
  • существует какая-то оценка уровня обучающегося;
  • есть поддерживающая и продуктивная среда обучения;
  • программа обучения продумана с учётом потребностей, опыта и интересов обучающегося;
  • учащийся активно вовлечён в процесс обучения;
  • обучение не остаётся внутри стен класса;
  • существует взаимная обратная связь;
  • достаточно времени на усвоение новых знаний и есть возможность попрактиковаться или применить на практике;
  • большое внимание уделяется реальным и актуальным проблемам;
  • учащимся предлагается развивать глубокий уровень мышления и применения своих знаний.

Принципы обучения и воспитания

Принципы обучения и воспитания взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Принципы воспитания человека делают упор на его общем развитии (в социуме), в то время как принципы обучения акцентируют своё внимание на его интеллектуальном/академическом развитии.

Принципы воспитания:

  • учитывать творческое развитие и уровень независимости учащегося;
  • образование в соответствии с реальной ситуацией в социуме;
  • согласованность между поведением педагога и тем, чему он пытается учить;
  • единство между действиями преподавателей всей организации.