Что такое Пирамида Маслоу

Значение пирамиды Маслоу

Пирамида Маслоу — это потребности человека, изображённые в схематичном виде в иерархическом порядке: от самых насущных и простых внизу до более замысловатых, связанных с психологией, эмоциями и отношениями с другими людьми вверху.

Эти человеческие потребности и их порядок были сформулированы американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу (1908–1970). В своих первых работах "Теория человеческой мотивации" (1943), "Мотивация и личность" (1654) он выделял пять уровней потребностей человека.

пирамида маслоу
Пирамида человеческих потребностей, сформулированная американским психологом Абрахамом Маслоу

Последовательность уровней имеет большое значение.

Абрахам Маслоу считал, что человек не сможет полностью развиться как личность и достичь высот, если его простейшие физиологические потребности не будут удовлетворены.

Позднее психолог добавил ещё два уровня потребностей человека.

пирамида маслоу

Потребности следующего уровня появляются у человека, когда нижестоящие удовлетворены. Но удовлетворять их полностью необязательно.

Маслоу был убеждён, что все люди стремятся самореализоваться, раскрыться в применении своих сил, опыта, возможностей. Иными словами, самоактуализироваться.

Но так как все люди различны, то и самоактуализация у них будет происходить по-разному. Результатом может быть как достижение карьерных целей, так и спортивные достижения, стремление приносить пользу обществу или стать матерью.

В 1970-х годах Маслоу добавляет ещё один уровень — восьмой. Туда он включает трансцендентные потребности человека. То есть потребность в получении знаний с помощью органов чувств. Сюда относится вера человека, его опыт единения с природой, сексуальные эксперименты и т. д.

Читайте, что такое Трансцендентность.

Примеры применения пирамиды Маслоу

Пирамида Маслоу в маркетинге

Так как одна из целей маркетинга — убедить человека что-то купить, нужно хорошо знать потребности покупателя.

Пирамида Маслоу помогает понять, к какому уровню относится покупатель (на основании его потребностей). А зная нужды покупателя, легче создавать рекламу.

Например, человек с потребностями четвёртого уровня (уважение и признание) большое внимание будет уделять рекламе одежде, часов, машин, салонов красоты или фитнес-клубов.

Таким образом, маркетологи выявляют свою целевую аудиторию, то есть потенциальных покупателей.

Читайте подробнее про Маркетинг.

Пирамида Маслоу в психологии

Понимание психологии очень важно. Например, в преподавательской деятельности.

Учителям в школах или преподавателям в институтах необходимо понимать, что ученик не сможет проявить свои способности в полной мере, если, например, пропустил обед или не выспался. То есть, если его простейшие потребности не удовлетворены, он не будет стремиться к самоактуализации, самосовершенствованию.

Раскрытию возможностей студента будет способствовать удовлетворение его потребностей на более низких уровнях.

Например, если преподаватель завоюет доверие студента, покажет ему своё уважение. Или если студент не будет чувствовать психологического давления со стороны других студентов или преподавателей. И, следовательно, будет ощущать себя в безопасности.

Критика пирамиды Маслоу

Пирамиду критикуют в основном из-за того, что она не подходит для всех людей.

Во-первых, по мнению Маслоу, каждый человек стремится к последнему высшему уровню. Который выражается в самореализации, совершенствовании своих способностей, к развитию.

Но это присуще не всем людям. Есть те, которые останавливаются на каком-то уровне и новые потребности у них не появляются.

Во-вторых, пирамида Маслоу не учитывает тот факт, что бывают ситуации или люди, которым неудовлетворённые потребности с первых уровней не мешают исполнению желаний и нужд с более высоких уровней.

Гении или вундеркинды могут не обращать внимание на физиологические потребности и полностью погружаются в новый опыт.